Как восстановить речь после инсульта

Восстановление речи после инсульта — что нужно делать

После инсульта, при нарушении речевых процессов очень важно вовремя заняться этой проблемой и начать проводить реабилитацию.

Своевременно оказанная помощь сможет полностью восстановить функции речи или же частичное восстановление, но при этом реабилитационные мероприятия помогут больному адаптироваться к новым для него условиям жизни.

Какие бывают виды нарушения речевой функции?

Факт потери навыков разговора после инсульта врачи разделили на две основные категории, которые возникают чаще всего: сенсорная афазия и моторная. От того какой вид нарушения речевой функции у конкретного человека зависит характер повреждения коры головного мозга. Отличаются они друг от друга возможностью восприятия больным общения посторонних людей.

  • При моторной афазии человек, как правило, понимает, о чем говорят. Но при этом не может выразить свои мысли словами. Человеку тяжело читать или писать, порой, он этого не может. Этот вид характерен для поражения нижней лобной и теменной областей.
  • Сенсорная афазия отличается тем, что человек не воспринимает речь в принципе. Даже, если больной издает какие-то звуки, похожие на слова – помните, что он при этом не контролирует свою речь. Возможно, что пациент сможет даже читать, но, увы, он не поймет смысла прочитанного. Возникает, как правило, при нарушении кровотока в височной области.

Меры, помогающие восстановить речь

Есть несколько советов опытных специалистов о том, какие нужны меры для восстановления речи и как необходимо себя вести с человеком, пережившим инсульт. В первую очередь следует помнить, что все будет происходить постепенно.

В первые дни человек может не понимать что произошло, не узнавать знакомых и даже самых близких людей. Бывает, что человек изначально и вовсе молчит и никак не реагирует на человеческое общение.

Однако, спустя несколько дней это начинает проходить, и дальнейшее поведение будет зависеть от вида нарушения, которое имеется у данного пациента.

Для реабилитации пациента необходима слаженная работа близких ему людей и специалистов. Очень важно не запускать, а сразу приступать к постепенным занятиям, как только врачи дадут на это добро.

Почему желательно подключить к этой проблеме логопеда? Профессионал поможет грамотно подобрать правильный комплекс упражнений и предостережет от возможных ошибок. Но даже, если нет возможности обратиться к специалисту – не стоит опускать руки, так как неплохих результатов можно при желании добиться и без него, главное грамотно и последовательно все делать. И заниматься регулярно.

Самые распространенные ошибки

Это одни из самых распространенных ошибок, которые многие родственники допускают по незнанию. Постарайтесь их избежать во время восстановительного периода:

  • Не торопитесь. Не стоит пытаться делать все и сразу. Здесь главные принципы: постепенность, терпеливость, пошаговые занятия.
  • Не начинайте с изучения звуков. Многие, обнаружив лишь нечленораздельное мычание у больного родственника, спешат ознакомить его с буквами и звуками. Не стоит этого делать. Специалисты советуют начинать сразу со слов, причем использовать их в контексте.
  • Однообразие. Если на каком-либо стадии реабилитационных упражнений пациент начинает произносить какое-то слово – не стоит на нем делать упор и постоянно «гонять» его по кругу. Продолжайте занятия, осваивая новые слова.

С чего же начать восстановление речи?

Начинать лучше всего с того, что больной знал до этого достаточно хорошо. Повторяйте имена близких ему людей. Попробуйте вспомнить его любимые стихи или песни. Обязательно пытайтесь задействовать человека в этих беседах.

Если он не может повторить – пусть сначала жестами показывает и подает знаки. Затем постепенно пытаться проговаривать с ним. Помните, что все то нужно делать спокойно, медленно и четко.

Порой, после инсульта больной не воспринимает разговор нескольких людей, говорящих одновременно.

Записывайте в тетради все ваши занятия и успехи по датам. Когда пациент начнет поправляться и сможет писать сам – помогите ему в этом. И с тех пор это должна быть его маленькая обязанность, до этого момента – записывайте, но просите проговорить с вами и повторить самостоятельно.

Бывают ситуации, когда у правши парализована действующая рука, в таком случае необходимо учить его пользоваться левой рукой. Параллельно с этим необходимо делать комплексные упражнения для правой руки. В дальнейшем, левая рука станет помощником и поддержкой в первых попытках движений правой.

Уделяйте этому должное внимание, так как постепенная разработка парализованной руки так или иначе связана с постепенным пробуждением мозговой деятельности в частях мозга, отвечающих за способность говорить.

В помощь также отлично подойдут детские игры на развитие речи, букварь, детские пособия.

Посоветуйтесь со специалистом, он поможет подобрать комплекс гимнастики для речевого аппарата, который будет способствовать лучшей артикуляции. Она поможет разработать подвижность мышц, которые задействованы в процессе разговора.

Источник: http://vashagolova.com/bolezni/insult/reabilitatsiya/kak-vosstanovit-rech.html

Восстановление речи после инсульта

Восстановление речи после инсульта напрямую зависит от следования рекомендациям врача, систематического исполнения всех предписаний, а также правильности выполнения упражнений.

Приступать к лечению следует после стабилизации больного, поскольку чем быстрее начнется процесс лечения, тем выше шансы получить хороший результат.

Необходимо настроиться на то, что период реабилитации может продлиться достаточно долго, даже несколько лет, однако старания больного и поддержка окружающих обязательно поспособствуют положительному результату.

Подходы к реабилитации

Следует учитывать, что лечение должно проводиться под наблюдением логопеда, с соблюдением всех его рекомендаций, иначе самолечение может нанести вред больному.

Как восстановить речь после инсульта? Существует несколько подходов к лечению последствий ишемического инсульта.

Логопедический подход заключается в постоянных тренировках в чтении и письме, закрепляющих речевую способность человека.

Есть много поклонников мелодического восстановления речи, например, пением, позволяющим активировать правое полушарие мозга, что, в свою очередь, активирует речевые функции.

Кроме того, такой метод приносит массу положительных эмоций, что является хорошим подспорьем в любом лечении. Данный подход подразумевает использование современных компьютерных технологий для развития речи.

Наиболее эффективным данный механизм становится при сочетании его с использованием медикаментов, восстанавливающих работу мозга.

Результатом хирургического вмешательства является восстановление полноценного притока крови к полушариям и улучшение работы нервных окончаний. Основным недостатком такого способа является проведение операции, но если другие механизмы не помогают, то данное решение является оптимальным.

Если у больного сохранилась способность распознавать чужую речь и он может произносить отдельные звуки, то такое состояние называют моторная афазия. Для ее лечения эффективным методом является физиотерапия, подразумевающая стимулирование определенных мускулов, отвечающих за речь, с помощью электрических импульсов.

Некоторые используют лечение иглами. Надавливая на определенные точки тела, они должны способствовать восстановлению речи. Однако в данный момент однозначные доказательства их пользы отсутствуют.

Наблюдение за деятельностью речевых мускулов способствует улучшению речи, но использовать этот механизм могут только больные, распознающие чужие слова.

Логопедические механизмы восстановления речевой функции

Логопеду необходимо ознакомиться с историей болезни пациента и определить степень нарушения работы мозга.

Процесс лечения должен быть индивидуальным, особенно важно не перегрузить больного на первом занятии, чтобы не вызвать негативного отношения к лечению и продемонстрировать положительный результат.

В первую очередь врач проверяет реакцию пациента на разговор шепотом, поскольку это может быть раздражающим фактором.

С каждым последующим посещением логопед должен давать больному все более тяжелые нагрузки, учитывая его возможности и скорость восстановления. Первое время в лечении должны использоваться материалы, имеющие для пациента эмоциональную подоплеку, чтобы повысить шанс на ведение диалога.

Обычные упражнения с разными предметами могут не принести результата. Логопед может тренировать больного, начиная говорить предложение, но оставляя возможность закончить его пациенту.

При возникновении серьезных трудностей используется мелодическая терапия, когда больному предлагается спеть знакомые песни, предварительно их прослушав.

Если больному сложно различать звуки (сенсорная афазия), то врач может рекомендовать перерисовывать определенные изображения, озвучивая то, что на них находится. Логопеду следует произносить вслух все, что он собирается сделать.

Продолжительность таких тренировок зависит от состояния больного. Чтобы не слишком утомлять человека, лучше всего начинать с 10 минут. После двух месяцев можно увеличить время до получаса. Врач должен следить за сохранением тишины в кабинете, чтобы не утомлять больного посторонними шумами, позволяя ему сосредоточиться на лечении.

Правила восстановления речевых функций

Восстановление речи после инсульта во многом зависит от того, насколько быстро было начато лечение, а также от возможности постоянно заниматься с логопедом. Близким следует понимать, что они могут помочь больному развить речь, постоянно общаясь с ним любыми возможными способами.

Если у больного тяжелое психическое состояние и ему не хочется заниматься с врачом, выполнять упражнения, помощь близких становится особенно необходимой, ведь они должны продолжать пытаться помочь ему.

Случаи равнодушного отношения среди перенесших инсульт весьма многочисленны, однако родственникам следует уделять внимание, всячески подталкивать к лечению, поощрять даже самые небольшие достижения.

Следует прощать озлобленность или агрессивное поведение, которое может проявляться у больных. Только не обращая на это внимания, близкие люди смогут по-настоящему поддержать человека в такой сложной ситуации.

Никогда нельзя кричать на больного: это не только испугает его, но и вызовет неприязнь к лечению. Завершение предложений за людьми с нарушенной речевой функцией может повлечь негативные последствия, ведь им необходимо учиться разговаривать без чьей-либо помощи.

Основные тренировки для восстановления речи

Существует ряд упражнений, выполнять которые можно в домашних условиях, при этом они не требуют много времени:

  • губы следует сложить трубочкой, затем вернуть в обычное положение, повторять это занятие нужно по несколько секунд;
  • больной должен зацеплять зубами губы и удерживать по несколько секунд: нижними зубами верхнюю губу, и наоборот;
  • следует высовывать язык, вытягивая при этом шею на несколько секунд;
  • упражнение, заключающееся в облизывании губ, причем можно облизывать каждую из них слева направо, а потом наоборот, или просто круговыми движениями языка;
  • можно складывать трубочкой язык, удерживая его в таком положении по несколько секунд, а также дотрагиваться языком до неба;
  • полезные свойства пения можно использовать и в домашних условиях, включая больному его любимые мелодии, давая возможность заканчивать строчки;
  • скороговорки станут отличным способом тренировки для тех, кто уже может произносить слова.

Все перечисленные упражнения сначала надо выполнять по два подхода, а после улучшения навыков и состояния больного – по пять. Повторять такие тренировки необходимо несколько раз в день.

Тренируясь дома, необходимо проявлять спокойствие и терпение, даже если первое время результат незаметен.

Если больному тяжело произносить даже звуки, то не следует просить его повторить слог и тем более целое слово.

Только поэтапное, размеренное лечение позволит достичь стойких результатов в процессе восстановления речи, при этом сохранив психологическое равновесие больного и его окружения.

Прежде чем самостоятельно проводить тренировки дома, следует проконсультироваться с врачом, ведь логопед может скорректировать упражнения при необходимости, тем самым повысив их эффективность.

Источник: https://vesinsult.ru/vosstanovlenie/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta.html

Восстановление речи после инсульта: методы и советы

Инсульт является тяжелой патологией, которая приводит к различным сбоям в деятельности организма человека.

В их число входит и отклонения в восприятии и произношении речи, которые необходимо восстанавливать сразу же, как только состояние больного пришло в норму. Рассчитывать на то, что положительный результат будет заметен уже с первых занятий, не следует.

Над речевым аппаратом приходится работать намного дольше, чем над двигательным. Как же происходит восстановление речи после инсульта?

Какие разновидности нарушений бывают

Геморрагический или ишемический инсульт приводят к тому, что у человека возникает потеря речи. Связывают это явление с тем, что патология поражает речевой центр, который находится в коре головного мозга.

Выделяют два вида таких расстройств:

  1. Афазия. Данная разновидность отличается тем, что происходит непосредственно нарушение речи, вследствие чего больной теряет способность говорить даже самые простые слова. При этом он не может распознавать речь, лишь только некоторые звуки и слова. В некоторых случаях человек вообще теряет способность понимать, какое значение имеет то или иное сказанное слово.
  2. Дизартрия. Также характеризуется потерей речи при инсульте. Происходит нарушение произношения слов и звуков. Однако, в этом случае человек хорошо понимает, что говорят окружающие люди, но не может писать, читать, правильное произношение слов вызывает сильное затруднение.
Читайте также:  Повышенное содержание нейтрофилов в крови у взрослых

Данное явление вызывается тем, что мышечные ткани, которые ответственны за речевую деятельность, не функционируют так, как это необходимо. Нарушается артикуляция, в результате  поражений некоторых областей головного мозга.

Как бороться с речевыми расстройствами

Хороший логопед после инсульта поможет речи восстановиться в как можно более кратчайшие сроки. Только грамотный специалист знает, как правильно работать с больным. Перед тем как назначить лечение, врач изучает результаты, полученные в ходе различных обследований пациента. Согласно медицинской статистике люди с поражением левой стороны тела намного быстрее поддаются коррекции.

Это связано с тем, что мышечные ткани мозга, которые отвечают за речевую функцию и находятся в левом полушарии, не подвергаются влиянию патологии.

Ведь поражение развивается зеркально относительно головного мозга.

Как раз таки, если парализовало правую сторону тела, то страдает левое полушарие, в результате чего происходит нарушение речевой деятельности. В этом случае прогноз менее благоприятный.

Восстанавливается ли речь после перенесенного заболевания полностью? Привести в норму эту функцию возможно. Период ее восстановления зависит от того, насколько сильно поражены ткани мозга, и где именно располагается источник кровотечения. Логопед после инсульта приступает к терапии тогда, когда человек приходит в сознание. Чем раньше начать процесс реабилитации, тем благоприятнее прогноз.

Для восстановления речи после инсульта может понадобиться меньше времени, если начать делать логопедические упражнения уже спустя 1-3 недели после перенесенной патологии. Также вместе с этим пациенту назначают прием лекарственных препаратов, которые помогают улучшить речевую деятельность.

Всех очень сильно волнует вопрос, как восстановить речь после инсульта. В настоящее время большое количество специалистов работают в данной сфере, поэтому существует несколько способов, как вернуть способность к произношению и распознаванию речи.

Лечение афазии после инсульта осуществляется с помощью таких способов, как:

  1. Логопедическая методика. Логопед после инсульта проводит с пациентом различные занятия, в которые входит логопедическая и артикуляционная гимнастика. В процессе лечения врач применяет методику мелодической интонации, которая помогает активизировать работу правого полушария мозга. Современные методики позволяют использовать совместно инновационные технологии и средства фармацевтики, благодаря чему достигается положительный результат намного быстрее.
  2. Оперативное вмешательство. Данный способ осуществляется для того, чтобы восстановить деятельность речевых зон. С помощью операции циркуляция крови в головном мозге приходит в норму, нервные клетки стабилизируются и снова начинают функционировать в полном объеме.
  3. Физиотерапия. Данные процедуры проводятся в основном для такой разновидности заболевания, как моторная афазия. Однако, в настоящее время они еще не пользуются большой популярностью. Также для восстановления речи после инсульта применяется иглорефлексия, которая позволяет скорректировать произношение и стабилизировать деятельность речевого аппарата.

Для того чтобы провести лечение дизартрии, логопед после инсульта должен осуществлять регулярное обучение человека произношению слова. С этой целью проводится гимнастика после инсульта, с помощью которой больной может вспомнить, как работают челюсть и ротовая полость в процессе разговора.

Гимнастика после инсульта включает в себя комплекс следующих упражнений:

  • Сделать губы трубочкой, затем расслабить. Так повторять несколько раз. Процесс одного повторения этого упражнения занимает 5 секунд, а 2 секунды отводится на отдых.
  • Нижнюю губу захватить зубами, немножко ее прикусить, затем отпустить и расслабить губы. Тоже самое сделать и с верхней губой. Также выполняется по 5 секунд.
  • Высунуть язык, продержав его 3 секунды, потом потянуть за ним шею и расслабиться.
  • Облизывать губы, несколько раз проводя языком то по часовой, то против часовой стрелки.
  • Высунуть язык, задержав его на 3 секунды, затем свернуть его в виде трубочки и расслабиться. Отдохнуть 3 секунды и повторить упражнение.
  • Напрячь язык, дотянуться кончиком до неба, потом расслабиться.

Детские логопедические упражнения также могут быть очень эффективны.

Гимнастика после инсульта включает в себя также пение. Необходимо напевать больному песни, которые он любит, чтобы он пытался подпевать. Тем самым пациент сможет повторять некоторые слова, которые содержаться в песне.

Также достаточно эффективным методом является применение скороговорок, которые нужно проговаривать совместно с человеком. Они помогают речевому аппарату быстрее реабилитироваться.

Логопед после инсульта проводит работу не только по восстановлению функции речи, которая была утрачена. Вследствие кровотечения происходит нарушение деятельности мышечных тканей. Часто бывает, что у человека немеет язык, а также занимает неправильное положение в ротовой полости, из-за чего произношение звуков становится невозможным.

Поэтому гимнастика после инсульта необходима, чтобы помочь стимулировать работу речевых зон. Также логопед после инсульта может назначить специальный массаж, систематическое проведение которого позволит пациенту быстрее реабилитироваться.

Можно ли помочь народными средствами

Помимо того, что родственниками должна осуществляться гимнастика после инсульта, разрешается использовать рецепты нетрадиционной медицины, которые помогут ускорить процесс выздоровления.

Так, люди на протяжении многих лет применяли следующие рецепты народной медицины, чтобы вернуть речь после перенесенной болезни:

  • Мумие. Такое средство способствует быстрой реабилитации. Принимать его нужно примерно 14 дней по 1,5 – 2 мг перед сном. Необходимо провести несколько курсов, прерываясь на 5 дней.
  • Ванны с добавлением хвои. При долгом отсутствии улучшения деятельности речевого аппарата можно говорить о том, что у пациента имеется психоэмоциональные нарушения. Для того чтобы привести в норму эмоциональный фон применяют хвойные ванны для ног. В этом растении содержатся эфирные масла, которые производят расслабляющий эффект.
  • Отвар или спиртовая настойка, которые можно приготовить из шишек сосны, кедра или елки. Эти напитки позволяют укрепить ткани мозга, благоприятно воздействуют на организм в целом. Также из таких шишек можно сделать варенье, употреблять которое и вкусно, и полезно.

Рецепты нетрадиционной медицины имеют своей целью вернуть исходное функционирование тканей мозга.

В комплексе с медицинскими препаратами, физиотерапевтическими процедурами, логопедическими упражнениями методы народной медицины оказывают положительный эффект и помогают организму быстрее восстановиться.

Но рассчитывать только на эти средства не стоит, поэтому без рекомендаций специалиста никак не обойтись.

Рекомендации для родственников

Люди, которые перенесли такую страшную патологию, чаще всего находятся в эмоционально угнетенном состоянии. Из-за этого с ними довольно трудно работать. Ведь страшно даже представить ситуацию, когда пациент приходит в сознание и с ужасом понимает, что потерял способность говорить и понимать других людей.

Поэтому логопед после инсульта не должен сразу же навязываться со своими упражнениями. Должно пройти некоторое время, в течение которого человек будет проходить курс реабилитации всего организма.

Специалисты рекомендуют родственникам больного следующее:

  • Ни в коем случае нельзя обращаться с пациентом так, как будто он обречен на то, чтобы стать неполноценным человеком. Необходимо общаться с ним спокойно, проявляя особую внимательность. Нужно постараться убедить его, что терапия и гимнастика после инсульта обязательно дадут положительный результат, поэтому нельзя от них отказываться.
  • Необходимо следить за тем, чтобы все навещающие люди дарили исключительно добрые эмоции.
  • В процессе лечения не стоит забывать про музыку, она должна быть тихой и обязательно нравиться человеку. Никакого лишнего шума быть не должно, так это может только раздражать и утомлять больного.

Как восстановить речь после инсульта? Этим вопросом задаются все родственники человека, который перенес эту болезнь. Главное помнить, что это требует множества усилий и терпения. Гимнастика после инсульта занимает важное место в период реабилитации больного.

Упражнения для восстановления деятельности речевых зон проводит логопед, также это возможно делать в домашних условиях. При проведении терапии человек должен чувствовать, что его состояние небезразлично для окружающих, что его все любят и готовы сделать все, лишь бы он быстрее выздоровел.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta.html

Восстановление речи после инсульта: как восстановить, упражнения в домашних условиях, нарушение речи

Инсульт очень тяжёлое заболевание, при котором нарушается ток крови, и не редки случаи, когда он приводит к нарушению работы мозга. Нарушения зависят от места развития инсульта, таким образом, у пациента может отмечаться потеря двигательной функции, речевой и зрительной функции.

Поскольку наша сегодняшняя тема это потеря речи после инсульта, то поговорим о ней чуть подробней. Нарушение речи после перенесённого инсульта называется афазия. Афазия после инсульта является очень распространенным осложнением.

Последствия приступа могут быть как хроническими, так и кратковременными, так как идёт нарушение речи при инсульте. Поражение затрагивает доли префронтальных областей.

Восстановление речи после инсульта возможно, но реабилитация является очень длительным процессом, ведь мы буквально будем заново учить разговаривать человека.

В зависимости от вида нарушения невролог и логопед устанавливают наиболее лучшее лечение, которое даст больший эффект.

Виды афазии

Отмечаются несколько видов афазии, они разделяются в зависимости от этапа развития осложнения, давайте рассмотрим их подробней:

  • Тотальная афазия. Данная стадия развивается в течение первых дней. У пациента отмечается дезориентация, идёт нарушение речи после инсульта. Отмечаются временные провалы в памяти.
  • Моторная афазия. При условии, что была предоставлена адекватная медицинская помощь, тотальная афазия заменяется моторной. Во время данной стадии пациент начинает воспринимать речь из вне, но ответить всё ещё не способен. В самом благоприятном случае у больного отмечается несвязная, путаная речь.
  • Сенсорная афазия. При данном нарушении речевая функция блокируется лишь частично, к примеру, анализ речи нарушен, больной перестаёт воспринимать отдельные слога, звуки, слов, даже целые предложения. Родной язык может казаться больному не знакомым.
  • Акустико-гностическая. При данном виде поражается часть Вернике. Теряется только способность воспринимать речь извне.
  • Аффертно-моторная. Данный вид характерен тем, что больному необходимо, но тяжело найти определённую позу, для того что бы начать воспроизводить звук.
  • Амнестико-сематическая. Данное нарушение локализуется в области задневисочного и переднетеменного отделов коры головного мозга. В данном случае больной забывает про какие-то предметы и явления разного характера.
  • Динамическая. Данное нарушение локализуется в области заднелобных частей головного мозга. Больной не способен сконструировать мысль, а также воспроизвести её.

Во время диагностирования вида афазии необходимо заполнять специальные бланки исследования речи, данный документ позволяет в дальнейшем облегчить назначение терапии.

Также благодаря записям можно отслеживать процесс улучшения, или наоборот ухудшения состояния больного, и соответственно изменить ход терапии в случае необходимости.

Возникает закономерный вопрос: как восстановить речь после инсульта?

Основная терапия

Основная задача после инсульта это восстановление речи. В данное мероприятие должен быть вовлечён больной, а также его родственники, нельзя просто полагаться на препараты. Терапия по восстановлению функций речи должна проходить в первые полгода после перенесенного инсульта, только в этот промежуток времени можно добиться того, чтобы речь восстановилась.

Лечение афазии после инсульта должно проходить комплексно. Чтобы начать говорить о существенном прогрессе в выздоровлении, пациент должен полностью выполнять все предписания и выполнять комплекс физиотерапевтических упражнений.

Специалистами разработан специальный курс, пройдёмся по этим пунктам:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Курс восстановительных упражнений.
  3. Курс логопеда.
  4. Хороший уход за пациентом.

Лечение препаратами

Лечение афазии проходит по одной и той же схеме, нет определённых препаратов, которые направлены на исправление данного осложнения. Чаще всего прописывают лекарства, которые помогают улучшить ток крови в головном мозгу, способствуют правильному функционированию нервных окончаний.

Также назначают медикаменты улучшающие работу головного мозга, стимулирующие память, внимание, это естественно способствует положительному прогрессу выздоровления и уменьшают срок до выздоровления.

Курс восстановительных упражнений

К каждому виду афазии разработан индивидуальный курс упражнений, их назначает высококвалифицированный врач. Стоит отметить, что отдельных видов афазии практически не бывает, чаще всего несколько типов смешиваются, и курс упражнений должен подстраиваться индивидуально.

Сегодня мы расскажем о том, какие существуют упражнения для восстановления речи, они хорошо помогают людям с афазией, и вполне здоровым людям. Они улучшают качество речи, дикции и тому подобное.

Такие упражнения по восстановлению речи после инсульта можно проводить даже в домашних условиях.

Давайте начнём.

  • Нужно вытянуть губы в трубочку, а затем держим губы в таком состоянии 4-6 секунд. Повторять упражнение 6-10 раз.
  • Нужно вытянуть нижнюю челюсть вперёд, затем с помощью нижней челюсти захватить верхнюю губу и удерживать в таком состоянии 2-3 секунды. Повторять упражнение 6-10 раз.
  • Похожее упражнение разница лишь в том, что с помощью верхней Челюсти захватываем нижнюю губу, затем удерживаем 2-3 секунды. Повторяем упражнение 6-10 раз.
  • Необходимо вытянуть шею вперёд и открыть рот, затем максимально высовываем язык, задерживаемся в такой позиции 3-4 секунды. Повторяем 6-10 раз.
  • Необходимо провести языком по губам от правого уголка до левого,затем от левого до правого, таким образом 8-10 подходов.
  • Необходимо усердно пытаться свернуть язык в трубочку. Выполнять до усталости языка.
  • Закрываем рот и стараемся как можно ближе подвести язык к гортани. Выполнять до усталости языка.
  • Закрываем рот, но размыкаем зубы, затем водим языком сначала по верхним зубам,потом по нижним зубам, тоже самое с губами. Выполнять 8-10 раз.
  • Пытаемся цокать, желательно со временем ускорять темп, сколько сможет пациент.
  • Необходимо максимально выдвинуть язык, и параллельно пытаться шипеть.
  • Сначала широко улыбаемся, показывая зубы, затем также улыбаемся, но закрываем зубы губами.
  • Необходимо тянуться сначала к носу, затем к подбородку. Повторять 5-8 раз.
  • Необходимо посылать воздушные поцелуи, и параллельно громко чмокать. Повторять 12-14 раз.
Читайте также:  Излечим ли геморрой

Данные упражнения желательно выполнять ежедневно, по возможности больше одного раза. Для восстановления речи после инсульта эти упражнения должны идти вместе с основным лечением.

Курс лечения вместе с логопедом

Помощь логопеда, является самой важной частью лечения речевых нарушений после инсульта. Обращаться к логопеду нужно после того, как специалист определил вид афазии, и только потом можно начинать логопедические упражнения, ведь специалист подбирает индивидуальный курс для каждого пациента.

Чаще всего в штате больниц всегда есть логопед-афазиолог, помощь данных врачей велика, более чем 35% пациентов восстанавливаются и начинают говорить ещё до окончания курса лечения.

Помимо этих основных методов лечения, есть и альтернативные методы, которые только начинают набирать обороты в медицинском мире, давайте рассмотрим и их тоже:

  • Хирургическое вмешательство. Данная методика используется крайне редко и только если другие методы были не эффективны. Целью операции является формирование экстра-интракраниального микроанастомоза, проще говоря, нейрохирург создаёт мостик соединяющий речевую область и зону которая не была повреждена вследствие инсульта. Минусы данного способа в том, что эффект от операции слабо выражен и речевая функция восстанавливается не полностью, поэтому риск превышает чистую пользу.
  • Лечебная физическая культура (ЛФК). Данный метод, можно использовать в тех случаях, когда основная проблема это не нарушение речевых областей, а развитый паралич мышц отвечающих за речевую функцию. Механизм лечения подобен расстройствам двигательных устройств. Проводят электрическую стимуляцию артикуляционных мышц, иглотерапию, при которой выявляют остаточные рефлексы мышц, и тому подобное. В этих моментах методика показывает великолепные результаты.
  • Лечение стволовыми клетками. Считается новейшей разработкой. Многие специалисты видят большой потенциал в таком способе, которая только начинает набирать обороты. Хотя в некоторых странах уже пользуются данным методом и он показывает положительные результаты.

Общение с человек с афазией

Так как люди с афазией чаще всего живут дома, и их не всегда кладут в стационар на долгосрочное лечение, вы всегда можете встретиться с ними. На такие случаи нужно знать несколько советов, давайте рассмотрим их подробнее:

  • Всегда нужно помнить, что у больных страдающих афазией нарушена речевая функция, а не интеллектуальная.
  • Стоит разговаривать естественно, желательно разговаривать чуть медленней и чётче.
  • Помните что человеку с афазией нужно время для того что бы дать ответ. Нельзя спешить или давить на него, это может вызвать злость и раздражение с его стороны, что отрицательно повлияет на срок его реабилитации.
  • Откажитесь от длинных предложений со сложными словами, не стоит часто менять тему беседы.
  • По возможности составляйте простые вопросы, ответ на которые может быть односложным, если больной не сможет ответить, он скорее всего расстроится, что отрицательно повлияет на срок реабилитации.
  • Не перебивайте и не мешайте говорить пациенту с афазией. Если вы начнёте заканчивать за него фразы или исправлять его, это отрицательно отразиться на сроке его реабилитации.
  • Старайтесь создать благоприятную атмосферу. Избегайте посторонние шумы.
  • Для улучшения понимания, можно использовать рисунки, письменную речь и дополнять её жестикуляцией.
  • Если вы вдруг не поняли, что вам сказал человек с афазией, то лучшим шагом будет сообщить ему об этом. Притворство может расстроить его, что не очень хорошо отразится на сроке реабилитации.
  • Мягко помогайте человеку с афазией. Если он не может выговорить слово, то вам стоит попросить его описать предмет, описать звук с которого начинается это слово и тому подобное.

Речь – это нечто большее. Данная функция помогает нам общаться с друзьями, родственниками, помогает узнавать мир.

Такое осложнение как афазия, может сильно испугать не только больного, но и его родственников и близких друзей.

Благодаря совместным усилиям врачей, родственников, а также желания пациента, всё это может помочь победить инсульт и афазию. В конечном итоге после инсульта речь конечно же восстанавливается.

Источник: https://krov.expert/zdorove/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta.html

Как восстановить речь после инсульта?

На протяжении некоторого времени после перенесенного инсульта больной страдает расстройством речи. Но для адекватного восприятия окружающей жизни, нормального общения, а также психического здоровья человека, перенесшего инсульт, понимание речи и правильное произношение жизненно необходимо.

Поэтому восстановить потерянную функцию надо в самые короткие сроки. У некоторых реабилитация может произойти достаточно быстро, в течение нескольких месяцев и даже недель. Для других понадобится длительное время, чтобы в результате постоянного общения и регулярных занятий больной смог идти на контакт с окружающими людьми.

Есть и такие, для которых речь так и останется затрудненной и ограниченной.

Восстановление речи после болезни – одна из самых значимых задач, которую необходимо решить в ближайшее время. Сегодня эффективно это делают с помощью стволовых клеток. Кроме того, способствуют восстановлению проводимости нервных импульсов и занятия с логопедом.

Лечение стволовыми клетками

Современная медицина для восстановления речевой функции использует стволовые клетки. Вместе с клеточной терапией организм больного получает дополнительные внутренние силы, у него появляются волевые импульсы, желание выздороветь и снова разговаривать. Максимальной результативности от подобного лечения можно достичь, если начать лечение в самые первые дни после происшедшего инсульта.

Сама процедура трансплантации стволовых клеток проводится в амбулатории дважды, с трехмесячным интервалом между процедурами.

Лечение начинается с того, что в первую очередь восстанавливаются сосуды: устраняется их ишемия, склонность к спазмам, атеросклеротические тромбы и бляшки. Сосуды становятся эластичными, нормализуется толщина их стенок и сами русла.

А в тех местах, где произошла закупорка или их разрыв, начинают строиться новые коллатеральные пути.

Речь больного после инсульта

С величиной повреждения в коре головного мозга зон, отвечающих за речь, тесно связаны сроки восстановления. Чем больше мозг поврежден, тем хуже и медленнее возвращается после инсульта к человеку способность говорить. Если в течение года еще можно успешно восстановить речь больного, то со временем реабилитация речи замедляется.

Человек, перенесший болезнь, постепенно приспосабливается к оставшимся после инсульта дефектам речи, поэтому окружающим его людям надо относиться к этому с пониманием.

Ни в коем случае нельзя предоставлять больного самому себе и изолировать его от общения.

Чтобы речевая функция после инсульта постепенно восстановилась, надо больше общаться с больным, приглашать его к беседам, обсуждать происходящее, выполнять несложные упражнения.

Нарушение речевой функции при инсульте

Любые, связанные с инсультом нарушения речи, поддаются устранению. Чтобы реабилитация была быстрой и эффективной, надо понимать специфику нарушения и правильно выбрать методику восстановления. У больного в зависимости от характера нарушения речи, может быть сенсорная афазия или моторная.

При моторной афазии больной может воспринимать речь на слух и понимать ее. Однако для него очень трудно самому правильно произносить слова и четко формулировать свои мысли. Он с трудом может читать и писать, но чаще этого он не делает вовсе.

При сенсорной афазии способность у больного воспринимать речь окружающих вовсе утеряна. Порой он может что-то бессвязно говорить, но собственная речь им не контролируется. Навык чтения сохраняется, но для пациента смысл прочитанного не понятен. Способность писать полностью отсутствует.

В результате перенесенной болезни речь больного лишена смысла, она сумбурна, отличается жестикуляцией, экспрессивной мимикой, множеством интонаций. Человек пытается сам выразить свои мысли, но так как не может правильно произносить или подбирать нужные слова, он становится агрессивным, часто плаксивым и раздражительным. После инсульта утрачивается адекватность восприятия окружающего мира.

Восстановление речи после болезни

Сразу, как только стабилизируется состояние больного, врачи советуют начать с ним заниматься восстановлением речевых навыков. Конечно, чтобы реабилитация произошла быстрее и качественнее, с больным упражнения должен делать логопед, но поддержка и помощь родственников тоже необходима.

Работа специалиста будет заключаться в постепенном восстановлении речи с помощью карточек, детского лото, чтения букваря, произношения слов по слогам и целиком. Он научит, как можно после инсульта компенсировать речь языком жестов и многому другому.

Окружающие больного люди своим вниманием и заботой тоже смогут внести свою лепту в процесс возвращения его к нормальной жизни. Во-первых, нельзя избегать с ним речевых контактов. Речь при общении должна быть неторопливой, негромкой, спокойной.

Надо задавать больному вопросы, петь с ним или говорить скороговорки. Хороший эффект можно получить, если читать вслух тексты, а затем просить пересказать их. Можно пользоваться числовыми рядами, предложив, например, назвать дни недели по порядку.

Лучше подбадривать его, сообщая о пусть и маленьких, но достижениях. Тогда и ощутимый результат будет виден быстрее.

Памятка для работы с перенесшим инсульт больным

  • После перенесенного инсульта человек легче запоминает предметы, чем какие-либо действия с ними. Поэтому спокойно, но настойчиво надо спрашивать у него, из чего пьют, на чем сидят, чем едят и просить показать этот предмет на картинке.
  • Больные, у которых наблюдается сенсорная афазия, плохо различают близкие по звучанию слова. Для подходящего упражнения с ними рекомендуется нарисовать рисунки для слов и попросить показать названный предмет. Например, дом – том или почка – бочка.
  • При общении с больным следует знать, что при одновременном разговоре нескольких человек он после инсульта плохо различает звуки и слова.
  • У страдающих моторной афазией понимание речи можно восстановить при произношении слов. Поэтому, чем скорее такой человек начнет говорить, тем скорее он сможет понимать речь окружающих.
  • Сразу, как человек сможет правильно произносить слова, надо вызвать у него интерес заниматься самостоятельно. Например, можно дать ему самостоятельное задание вставить в предложении пропущенные буквы. К примеру: кот лакает … миски, птичка сидит … дереве.
  • Перенесшим инсульт людям запрещается смотреть телевизор больше двух часов в день. Причем выбирать нужно положительные, интересные передачи. Например, для любителей спорта просмотр спортивных передач станет побуждать к комментариям, а это, в свою очередь, скажется на восстановлении речи.

Инсульт – это очень сложная болезнь, поэтому для участия в реабилитации больного надо запастись терпением и проявлять максимум понимания. Не надо исправлять ошибки и указывать на недочеты. А малейший успех, наоборот, должен быть замечен и поощрен. Только совместными усилиями можно добиться успеха.

  • Виды
  • Симптомы
  • Последствия
  • Лечение
  • Восстановление
  • Тест на инсульт
  • Вопрос врачу
  • Форум

Источник: http://medinsult.ru/vosstanovlenie/rech-posle-insulta.html

Реабилитационные мероприятия после инсульта

Перенесенный инсульт часто сказывается на понимании речи и способности к ее воспроизведению. Необходимо как можно раньше узнать, как восстановить речь после инсульта, и начать этот процесс.

Восстановление после инсульта может проходить и в домашних условиях, но обязательно под контролем специалистов. Больному для восстановления после инсульта недостаточно народных средств.

Необходима, прежде всего, помощь специалистов.

Читайте также:  Хронический геморрое и его лечение

В восстановлении речевой функции участвуют неврологи и логопеды. Неврологи назначают медицинские препараты, помогающие в реабилитации больного. Логопед проводит специальные занятия по восстановлению речи. Для достижения наилучшего результата, к выполнению больным заданий присоединяются родственники.

 Восстановление речи после инсульта

Родных и близких больного часто интересует, восстанавливается ли речь после инсульта? Процесс этот сложный, в каждом случае он индивидуален. Степень восстановления утраченных функций у больного зависит от эффективности работы специалистов, степени поражения, сроков начала работы и волевого усилия самого больного.

Чаще всего во время инсульта у человека бывают поражены речевые центры в коре головного мозга, и из-за этого больной теряет способность говорить. При поражении областей, отвечающих за воспроизведение речи, развивается моторная афазия.

При этом больной понимает речь, которую ему говорят, но сам сказать полную фразу не может. Либо он воспроизводит отдельные существительные, либо теряет способность говорить полностью.

Трудности в воспроизведении речи появляются из-за того, что у больного нарушается передача сигналов по нервным волокнам к органам речевого аппарата.

Сенсорная афазия – это ещё один вид речевого нарушения, которое может возникнуть после инсульта. При этом бывают поражены центры коры головного мозга, отвечающие за понимание речи.

Больной при этом не определяет смысл сказанного другими людьми, ему сложно построить своё произвольное высказывание.

Такой человек может говорить что-то непроизвольно, слова будут сказаны верно и четко, но вот на заданный вопрос он не ответит.

При тотальной афазии у больного бывают нарушены все речевые процессы: больной не понимает окружающих и не разговаривает сам. Такое поражение случается при обширных инсультах. Кроме основных видов поражения речи, у больного могут быть и другие речевые нарушения:

  • нарушения произношения;
  • замедленная речь;
  • остановки во время речи;
  • трудности с пониманием прочитанного.

Определить вид нарушения и построить правильную программу восстановления речи у человека после инсульта может только логопед,  кроме того, занятия в домашних условиях могут проводить и родственники под контролем специалиста. Такая совместная работа поможет ускорить процесс восстановления больного.

Необходимо как можно раньше начинать работать с логопедом, занятия могут проводиться уже через несколько дней после инсульта. Чем раньше начат процесс восстановления, тем меньше срок восстановления речи у человека после инсульта.

Содержание логопедических занятий будет зависеть от вида речевого нарушения. Подход в каждом случае индивидуальный, занятие составляется с учетом специфики нарушения больного. Логопедическое занятие может включать:

  • задания, развивающие понимание речи;
  • упражнения на артикуляцию;
  • логопедический массаж;
  • задания, тренирующие построение фразы.

Занятия с такими больными проводит обычно логопед, специализирующийся на помощи больным после инсульта. Такой специалист владеет специальными методиками, техниками логопедического восстановительного массажа у больных после инсульта.

 Препараты для восстановления больного после инсульта

Реабилитация больного проходит под контролем невролога. Доктор назначает медицинские препараты, ориентируясь на состояние больного, степень поражений, общую клиническую картину. Препараты меняются и в зависимости от стадии развития болезни.

При начальных признаках инсульта – это препараты, предотвращающие развитие болезни. Врач назначает лекарства, снижающие артериальное давление и ноотропы.

Действие ноотропных препаратов направлено на улучшение мозгового кровообращения. В первые часы после инсульта эффективны препараты, которые уменьшают свертываемость крови и снимают отек мозга.

Для достижения этих целей часто используют Актовегин.

Когда состояние больного стабилизировалось, больного выписывают. Невролог назначает лекарства для восстановления пациента после инсульта, которые пациент продолжает принимать в домашних условиях. Во время восстановительного периода врач может назначить такие лекарства, как:

  • Глиатилин;
  • Актовегин;
  • Цераксон;
  • Мексидол.

Пирацетам и Винпоцетин могут быть назначены в виде капельниц. Доза принимаемых препаратов, срок их употребления в каждом конкретном случае подбираются индивидуально.

Какие тренажеры используют для восстановления после инсульта?

Реабилитация больного протекает быстрее при использовании специальных тренажеров для восстановления после инсульта. Занятия на таких тренажерах улучшают, прежде всего, двигательную функцию больного. Физическая реабилитация эффективнее проходит в условиях специального учреждения, оснащенного необходимыми тренажерами для пациентов, перенесших инсульт.

Аппараты для восстановления могут давать нагрузку для разных групп мышц, уменьшать или увеличивать нагрузку. Наиболее популярны тренажёры для ходьбы и велотренажеры, которые дают хорошую нагрузку на ноги и восстанавливают кровообращение.

Чем раньше начинают реабилитацию, тем больше шансов, что больной человек восстановиться. При инсульте часть мозга частично или полностью погибает, пострадавшие отделы не могут выполнять свои функции полноценно. Суть реабилитации – заставить здоровые отделы мозга взять на себя функции тех отделов, которые пострадали.

Таким образом, невропатологи, реабилитологи и логопеды «переучивают» отделы мозга, которые не отвечали за речь, движения.

Человек заново переучивается ходить, есть, говорить и спустя некоторое время возвращается к полноценной жизни.

Длительность реабилитационного периода и результаты зависят от степени поражения мозга, усилий пациента и родственников, а также от правильно подобранных реабилитационных программ.

Занятия проводятся под контролем специалиста реабилитолога, который составляет для больного индивидуальную программу.

Больной может посещать специализированный медицинский центр, но если такой возможности нет, то посильные физические упражнения больной может выполнять и в домашних условиях.

Нагрузку в этом случае также контролирует врач. При проведении таких занятий можно использовать эспандеры, небольшие гантели, велотренажер.

Подведем итог

Определить самостоятельно, как восстановить зрение, движения  и речевую функцию после инсульта невозможно. Ведущая роль в этом процессе отведена медицинским специалистам, которые помогут определить специфику протекания заболевания у больного, и составят индивидуальную программу реабилитации.

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях должно быть помощью врачей. В этом случае близкие пациента выполняют совместно с больным задания медицинских специалистов и логопеда.

Совместные действия организованы в соответствии с индивидуальной программой лечения больного. Например, занятия логопеда с пациентом по преодолению речевых нарушений могут проходить 1-2 раза в неделю.

Но близкие больного должны будут повторять некоторые задания из занятий ежедневно.

(3

Источник: https://golmozg.ru/lechenie/vosstanovlenie-posle-insulta.html

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях: упражнения | | Женский журнал

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр.

Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт.

Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Почему нарушается речевая функция

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией.

Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е.

после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего.

После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях.

В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  • Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  • Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  • Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  • Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.
  • Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение.

    Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык).

    Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

    На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

    В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

    Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

    Источник: http://mir-zhenshin.ru/kak-vosstanovit-rech-posle-insylta-v-domashnih-ysloviiah-yprajneniia/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector